Государственное управление в области охраны окружающей среды: этапы становления и развития
С начала 90-х годов 20 столетия система и структура федеральных органов исполнительной власти претерпевала неоднократные изменения. При этом на протяжении уже около двух десятилетий основной целью проведения административных реформ являлась упорядочение системы государственного управления посредством упрощения структуры и сокращения аппарата органов исполнительной власти РФ. В течение всего этого времени организационно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти неоднократно менялся. Соответствующие изменения касались также и их наименования, порядка подчинения и сфер их ведения.
Посредством анализа действовавших и действующих нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ постараемся выявить основные этапы и результаты такого реформирования.
Указом Президента РФ от 12 мая 1992 г. N 511 "Об упорядочении системы государственного управления" были определены следующие ведомства, относящиеся к центральным органам исполнительной власти:
- министерства;
- государственные комитеты;
- федеральные службы и агентства;
- комитеты (при Президенте, Правительстве, министерствах).
Данным Указом Президента РФ Правительству РФ было поручено, во-первых, представить предложение по структуре федеральной исполнительной власти, во-вторых, разработать Общее положение о министерствах и ведомствах.
Вскоре в целях упорядочения системы, определения организационно-правового статуса центральных органов федеральной исполнительной власти были утверждены Указ Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" и Указ Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти".
Указом Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" были установлены следующие организационно-правовые формы центральных органов федеральной исполнительной власти:
- министерство РФ - осуществляет руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности;
- государственный комитет РФ - осуществляет на основе коллегиальности межотраслевое регулирование;
- комитет РФ - осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в его ведении;
- федеральная служба - осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции;
- российское агентство - осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции;
- федеральная инспекция - осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции.
Согласно настоящему Указу Президента РФ:
- комитеты РФ, федеральные службы, российские агентства и федеральные инспекции, действуя самостоятельно в системе центральных органов исполнительной власти в пределах установленной им компетенции, не могут входить в состав министерств и государственных комитетов или быть подведомственными им;
- министерства РФ, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, российские агентства и федеральные инспекции создаются Президентом РФ.
Указом Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" была утверждена новая структура центральных органов федеральной исполнительной власти, в составе которой находились следующие органы, так или иначе осуществляющие государственное управление в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды:
- Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ;
- Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Министерство РФ по атомной энергии;
- Комитет РФ санитарно-эпидемиологического надзора;
- Комитет РФ по геологии и использованию недр;
- Федеральная служба России по надзору за ядерной и радиационной безопасностью;
- Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
- Комитет РФ по рыболовству;
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Федеральный центр земельной и аграрной промышленной реформы;
- Федеральная служба геодезии и картографии;
- Федеральная служба лесного хозяйства России;
Принимая во внимание, что проекты Указов Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" и N 1148 "О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти" не были представлен в Верховный Совет РФ, Президенту РФ было предложено приостановить действие данных Указов.
Следует отметить, что 23 апреля 1993 г. в Указ Президента РФ от 30.09.1992 г. N 1147 были внесены соответствующие изменения, предусматривающие, что министерства РФ, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, российские агентства и федеральные инспекции создаются Президентом РФ образуются, реорганизуются и упраздняются Верховным Советом РФ по предложению Президента РФ.
Похожие работы: